• Ввойдите на сайт >>>

1.3.2. Основные категории педагогики

Любая наука имеет свои основные категории, к которым относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства.

Основные категории педагогики

воспитание, развитие, образование, обучение, самообразование, самовоспитание, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие.

Рассмотрим сущность данных категорий.

Воспитание

имеет в педагогической науке два смысла. В широком – это процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление человеком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у него определенной системы ценностей; воспитание рассматривается как целенаправленный процесс формирования интеллекта, духовных и физических сил личности, подготовки ее к жизни, активной трудовой деятельности.

В узком смысле воспитание – это систематическое, целенаправленное воздействие на воспитуемых с целью формирования у них определенных, конкретных качеств, взглядов, убеждений, желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

Воспитание также трактуется еще в более конкретном значении – как решение определенной воспитательной задачи.

Самовоспитание

– осознанная и целеустремленная работа человека по формированию у себя желаемых черт, качеств личности, форм поведения.

Обучение

– целенаправленный процесс взаимодействия обучающих и обучающихся (обучаемых) по передаче и усвоению социального опыта, формированию знаний, навыков и умений. При этом деятельность обучающих называется преподаванием, а деятельность обучающихся – учением.

Обучение в определенном смысле отличается от воспитания степенью организованности – процесс обучения определен более четкими и жесткими рамками (содержательными, временными, технологическими, целевыми и т. п.), характеризуется применением специальных средств обучения.

Образование

– процесс и результат освоения определенных обществом уровней культурного наследия, овладения учащимися системой знаний, навыков и умений, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития творческих сил и способностей; педагогически организованный процесс передачи накопленной людьми культуры и связанный с ним уровень индивидуального развития.

Самообразование

– целенаправленная и целеустремленная работа человека, связанная с поиском и усвоением им знаний.

Развитие

– процесс становления, формирования и совершенствования личности человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов, в числе которых целенаправленное обучение и воспитание играют ведущую роль.

В более узком смысле развитие понимается как совершенствование интеллектуальных, физических и других качеств личности.

Педагогический процесс

– специально организованное взаимодействие педагогов и обучающихся (учащихся, обучаемых, воспитанников) в целях решения задач образования, воспитания, обучения и развития личности. Он представляет собой цепочку отдельных педагогических взаимодействий.

Перейти на страницу: 1 2

Карта
rss
Карта