• Ввойдите на сайт >>>

Статьи

Главная Новости

Школа без школы – альтернативные пути образования

Опубликовано: 25.10.2023

Школа без школы – альтернативные пути образования

Все больше родителей, стоящих перед выбором образовательного пути для своих детей, выбирают домашнее обучение или альтернативные школы. Иногда это результат собственных школьных травм, которые они не хотят передавать своему ребенку. Иногда это решение принимается в результате углубления осведомленности и знаний о системе образования. Они часто «вынуждены» сделать этот выбор, потому что их ребенок не вписывается в государственную систему образования. Дело в том, что количество студентов в учреждениях домашнего обучения и альтернативного образования растет с каждым годом, а нетрадиционные формы обучения – хотя и не очень популярные у нас – предлагают все больше решений.

До недавнего времени ученик на домашнем обучении ассоциировался с проблемным учеником. Тот, кто по разным причинам «не подходит» для традиционной школы. Однако последние несколько лет привели к постепенному изменению этого стереотипа, и домашнее обучение стало более ассоциироваться с прогрессивным и активным воспитанием детей. Но что на практике означает так называемое? домашнее обучение и доступно ли оно каждому?

Домашнее образование

Он доступен людям в возрасте от 6 до 18 лет и в настоящее время перейти на него можно в любой момент в течение учебного года – не дожидаясь начала следующего класса. Учащиеся, обучающиеся на дому, также должны быть зачислены в школу. Однако они не посещают занятия. Родители несут ответственность за выполнение учебной программы, которая проверяется в конце учебного года, когда учащийся сдает классификационный экзамен по основной учебной программе, запланированной для данного класса.

Родители, решившие обучать своих детей дома, могут выбрать государственное учреждение, но существуют и специальные школы для людей, выбравших такую ​​форму обучения. Такие школы часто организуют курсы подготовки к экзаменам и дают детям возможность общаться со сверстниками посредством спортивных и творческих занятий, встреч и поездок. Одной из крупнейших организаций такого типа у нас является «Школа в облаке», то есть виртуальная школа, которая работает по всей стране. Школа предоставляет учащимся платформу, которая помогает им реализовать программу, и нанимает учителей, которые предлагают свою поддержку.

Кто решает это?

Особенно в последние годы наблюдается рост интереса к этой форме образования. По данным Министерства образования и науки в 2017 году это было 13 955,т.е. 0,3% детей, подлежащих обязательному школьному обучению, и на 26% больше, чем в предыдущем году. В январе 2022 года количество детей, находящихся на домашнем обучении, превысило 22 тысячи,что составляет примерно 0,5% детей школьного возраста, и на начало следующего учебного года (данные на 30 сентября 2022 г.) они уже обучались на домашнем обучении. 31 477 детей.

Преимущество домашнего образования – это, прежде всего, большая свобода в управлении временем. Помимо экономии времени на дорогу до работы, студент получает дополнительные часы, адаптируя темп обучения к своим потребностям и возможностям.

Домашнее образование также означает больший родительский контроль над тем, чему и как учится их ребенок. В то время как старшеклассники обычно сами организуют учебный процесс, то, как дети младшего возраста используют свое «школьное время», полностью зависит от их опекунов. Родители часто мотивированы перейти на домашнее обучение, чтобы их ребенок мог проводить время более активно, чем в школе. Это позволяет лучше учиться через опыт и веселье. Нет никаких ограничений в организации обучения – время работы над тем или иным предметом не ограничено школьным звонком. Это позволяет работать блоками и объединять вопросы из разных тем.

Процесс перехода на домашнее обучение, несомненно, ускорила пандемия, которая вынудила студентов перейти на домашнее обучение. Хотя многие люди помнят месяцы дистанционного обучения как самое сложное и наименее эффективное время в своей образовательной жизни, некоторым оно позволило открыть для себя новый способ обучения. Этот опыт показал некоторым учащимся, особенно старших классов, что индивидуальное обучение, основанное на их собственных принципах, приносит им больше пользы, чем обучение в традиционной школе. Они обнаружили, что это дает им больше свободы и времени, чтобы посвятить себя тому, что их больше всего интересует.

Свет и тени

Однако стоит отметить, что домашнее образование – путь не усыпанный розами и, как любая альтернатива, сопряженный с определенными трудностями. Этот выбор подойдет родителям, которые хотят, чтобы их ребенок воспитывался в соответствии с их пониманием мира, но также осознают жертвы и ограничения, которых требует эта форма образования. При отсутствии внешней мотивации необходима гораздо большая самодисциплина и внутренняя мотивация. Другой вопрос, например, в том, чтобы позаботиться о месте для общения ваших детей, потому что школа об этом «не позаботится».

Цена независимости — это разница, и вы должны быть открыты к этому.

Но возможностей больше…

Домашнее обучение – один из путей, который могут выбрать родители, не желающие отдавать ребенка в традиционную школу. Есть также много частных школ, предлагающих альтернативные модели обучения. Они функционируют на основе идей конкретных педагогов или как смесь различных идей. Я представлю некоторые из них.

Побег из «парты» — метод Марии Монтессори

Многих основателей школ мотивировали собственные тяжелые воспоминания школьных дней. То же самое произошло и с Марией Монтессори, которая помнила, как учителя подавляли активность учеников.

Мария Монтессори была итальянским врачом, педагогом и писательницей, и она начала развивать свой метод, работая с детьми-инвалидами. Это оказалось большим образовательным и педагогическим успехом. В 1929 году была создана Международная Монтессори-ассоциация для подготовки учителей к работе в Монтессори-школах. Этот метод, в отличие от обычной школы, основан не на послушании учителю, а на следовании за ребенком, который сам задает направление и темп своего развития. Методы обучения, распорядок дня и пространство для обучения адаптируются к текущим возможностям ребенка, о чем свидетельствует детская мебель, представленная Марией Монтессори в детских садах. Здесь нет системы наказаний и поощрений, а ошибки рассматриваются как возможность учиться. Занятия обычно рассчитаны на несколько лет, чтобы приблизить условия обучения к ситуации за пределами школы и дать возможность детям учиться друг у друга.

У нас школы, работающие по методу Монтессори, являются, пожалуй, самой распространенной формой альтернативного образования. Учреждения Монтессори существуют на всех уровнях образования – в детских садах, начальных школах и средних школах.

Искусство и опыт – вальфдорская школа

Создателем вальфдорской педагогики был Рудольф Штайнер, а его первая школа была основана в 1919 году в Штутгарте. Этот австрийский учёный предложил модель воспитания, основанную на антропософском образе человека, предполагающую необходимость параллельного развития трёх сторон: мышления, чувств и воли.

Как и в педагогике Монтессори, в вальфдорских школах учебная программа очень индивидуализирована. Однако здесь особенно важную роль играют развитие творческих способностей и художественное образование, в том числе: рисование, живопись, музыка, эвритмия (искусство движения под музыку и соответствующие тексты), а также практические занятия, например, работа с деревом или в саду. Другими элементами вальфдорской школы являются отсутствие оценок и учебников — основные методы обучения — рассказывание историй и экспериментирование. Обучение происходит в так называемом эпохальный цикл. Он предполагает разделение учебного года на несколько недельных циклов, в ходе которых учащиеся углубленно обсуждают одну тему – например, цикл европейской географии, зоотехники или Древнего Рима. В настоящее время у нас вальфдорские школы существуют в , Бельско-Бяле, е, Познани и Величке. Кроме того, существует множество школ, вдохновленных этим методом и использующих элементы вальфдорской педагогики.

В поисках собственного определения успеха – демократические школы

Первой и наиболее известной демократической школой является школа Саммерхилл, основанная в 1921 в Англии А. С. Нилом. Оно предполагает отход от иерархии и основывается на таких ценностях, как свобода и самоуправление. Это не означает, что в демократических школах нет правил. Однако студенты имеют те же права, что и преподаватели и другие сотрудники. Решения относительно школьной жизни принимаются демократическим путем на общих собраниях. На таких встречах голос ребенка и взрослого имеет равную ценность. Уроки не являются обязательными, а обучение высоко индивидуализировано из-за разной готовности детей к работе и разных интересов. Многим это может показаться безумием, но демократическое образование практикуется в Саммерхилле уже много лет и вдохновило на создание более 200 подобных мест по всему миру. Я процитирую здесь фрагмент из собственной книги Нила, в которой он пишет о предположениях своей школы: «Логически говоря, Саммерхилл — это место, где люди с врожденными способностями и желанием стать учеными осознают это; а те, кто способен подметать улицы, будут это делать. До сих пор из нашей школы не ушел ни один дворник. И я пишу это не из сноба, потому что я лучше увижу, как от нас покинет счастливый дворник, чем нервный ученый.

У нас движение демократических школ было инициировано Фондом демократического образования и Фондом Буллербина. В настоящее время в нашей стране существует несколько школ, вдохновленных этой идеей.

На пути к природе – лесные школы

Дать возможность ребенку вырасти в контакте и гармонии с природой – идея, которой руководствуются основатели детских садов и лесных школ. Эта форма обучения касается раннего образования – лесные объекты обычно предназначены для детей примерно до 10 лет. Идея лесных детских садов родилась в 1950-х годах в Дании, где Elle Flauteum вдохновила группу родителей из небольшого городка на ежедневные прогулки с детьми в лес. Подобным образом создаются и лесные школы – это частные инициативы родителей, разделяющих общее видение воспитания детей.

Несколько десятков таких мест создано и в . Занятия в лесных школах – независимо от погоды и времени года – преимущественно проходят на открытом воздухе. Это дает детям возможность познавать свое окружение, используя все свои чувства, стимулирует их творческие способности, любопытство к миру и учит их находчивости и сотрудничеству. Это также, очевидно, развивает физическую подготовку и практические навыки. Если во многих детских садах детям не дают вилку, то дети лесных детских садов пользуются садовыми инструментами, вырезают дрова, разводят костры и т. д. В лесных школах используются элементы педагогики, разработанные различными системами, в том числе: Вальфдорская школа и Монтессори.

Альтернатива с будущим

Домашнее образование или экспериментальные школы, конечно, не для всех. Они требуют большей осведомленности и приверженности – как со стороны родителя, так и со стороны ученика. Однако создание таких мест в основном обусловлено действиями самих родителей, которые не хотят ждать нисходящих реформ системы образования. психолого-педагогические знания обеспечивают лучшие образовательные решения, чем традиционные школы. Хотя используемые методы обучения различны, их общей чертой является стремление адаптировать школу к ребенку, а не ребенка к школе. Они основаны на уважении к ребенку и вере в его способности.

Новости

Карта
rss