• Ввойдите на сайт >>>

Статьи

Черновцы

Центр города Черновцы. Карта


Мы можем заочно полюбить город, рассматривая иллюстрированные альбомы или открытки, и наше первое реальное впечатление о нем чаще всего так или иначе будет связано с вокзалом. Автовокзалом, аэропортом, железнодорожной станцией - местом, где сходятся пути, где встречаются и расстаются, где всегда шумно и многолюдно. Автовокзалы, детище ХХ века, редко удивляют нас эстетической "картинкой", а вот с двирцем дело другое. Недаром это слово раньше даже писали с большой буквы, недаром намекали на сходство с дворцом.

В XIX столетии железная дорога была символом прогресса, и городу, через которое проходил ее путь, был гарантирован торговый и промышленный развитие. Черновцам в этом смысле повезло: 1 сентября 1866 несколько сотен подданных Австро-Венгерской империи совершили незабываемый 12-часовой вояж, став первыми пассажирами цуга (тогда говорили именно так) " Львов - Черновцы ". На всех девяти станциях, поезд прошел во время своего "дебюта", его приветствовали толпы народа.

Увидеть настоящий локомотив пытался каждый. лишь в Станиславе (Современный Ивано-Франковск), почти на полпути между столицей Галичины и столицей Буковины, цуг стоял целых 47 минут, ведь город так готовилось к визиту этого детища науки, устроило по этому поводу целый праздник. Киеву еще 4 года ждать первый поезд, Харькову - три ...

По иронии судьбы, через 140 лет после первого поезда, прибывшего под рев толпы и марш приглашенного оркестра до Черновицкого вокзала, пассажирский поезд " Львов - Черновцы "Все так же преодолевает 280 километров пути за долгие 12:00. Завтраком, как было 1 сентября 1866, пассажиров уже не угощают, но можно хорошо выспаться перед насыщенным открытиями днем.

(...) Но вернемся к шумного перрона. Впереди - сам вокзал. Представительный, роскошный, как и подобало столице герцогства. Первые черновицкие пассажиры прибывали совсем не до него - первоначальная сооружение дворца находилась на современной ул. Никитина.

Строительство железнодорожной ветки из Львова через Ходоров и Станислав велось такими бешеными темпами (в две смены!), что эти 267 не самых простых километров - через Мочары, горы и леса - подчинились за два года. Работами руководил англичанин Томас Бресса, что до того уже работал на железных дорогах Австралии и Канады. Сейчас его задачей было соединить Балканы и Восточную Европу. <? Xml: namespace prefix = o ns = "urn: schemas-microsoft-com: office: office" />

Первые годы вокзал был не только транспортным узлом, но и своеобразным аттракционом для Черновцов, с обязательным оркестром, провожал цуг в семь часов сорок минут веселой и популярной мелодией (в книге Василия селезенки «Город моей любви" речь идет даже о том, что "Семь-сорок" является черновицкой мелодией, потому что поезд шел с вокзала в 7-40, его приходило провожать немало народа, а оркестр на перроне играл разные мелодии. Эта, живая и яркая, запоминающейся черновчанам больше всего. Не знаю, правда это или нет).

Железная дорога за те годы протянулась к Новоселицы и Сучави, в городе создали даже общество "Буковинские местные железные дороги". Черновчане путешествовали в Вену, Ясс, Бухареста и Берлина. Поезд понемногу из экзотики превратился в обычный транспортное средство. Возникла потребность в новом, большем здании вокзала.

На участке, где поток Клокучка болотами разливалась на своем пути к Прута, 16 сентября 1906 торжественно закладывают фундамент, а 30 ноября 1909 уже открывают вокзал-красавец. В венском стиле. Модерновый и современный. Большой - он и теперь один из крупнейших в Западной Украине. Двухэтажный. На бетонных опорах - ведь на болоте, помните? (Я читала что вокзал спроектировал или "отец" сецессии Отто Вагнер, или его ученик, а вообще мой любимый архитектор Юлиан Захаревич . Что правда - не знаю, а как вы знаете, то расскажите, буду благодарна).

Зеленый купол вокзала заметно издалека: высота 20 метров. Полуобнаженная Ирида, богиня-вестница, приветливо машет рукой приезжим из высокого фронтона: мол, у нас здесь гостей любят, не зря на гербе Черновцов - открыта городские ворота. Его окружение, четыре ангелочка (двое с цветами, а другая пара - "стрелочники", чтобы было где искать виновных) тоже настроены вполне дружелюбно. <? Xml: namespace prefix = o ns = "urn: schemas-microsoft-com: office: office" />

Странное дело: вокзал выглядит клоном городского театра, спроектированного венскими мастерами Фельнером и Гельмером в 1902 году. Похожий купол. Тоже женщина с факелом в окружении путти на главном фасаде. Совпадение? Случайность? Спланированный замысел?

Скорее всего, господствующая мода на модерн повлияла на такое сходство двух важных черновицких институтов. <? Xml: namespace prefix = o ns = "urn: schemas-microsoft-com: office: office" />

Модерн царит и в интерьерах, восстановленных при ремонте 1999 года. Изысканный аккорд белого и светло-зеленого цветов дополняет позолота. Стены покрывают растительные орнаменты и маскароны со стилизованными крыльями. О бесконечный движение напоминают кадуцеи и стилизованные колеса.

Сегодня главный черновицкий вокзал расположен вблизи центра города, а в 1866 году эта местность была самой окраиной. Дорога в пригород безжалостно поднималась вверх, багаж не способствовал несколько-километровой прогулке. Перед Черновцами встала проблема общественного транспорта. На помощь пришли фиакры. Скажем, в 1872 году насчитывалось 68 таких легких конных экипажей, чьи тарифы, маршруты и стоянки четко регулировали постановления магистрата.

Кстати, фиакры снова появились в городе несколько лет назад. Но возле вокзала их искать напрасно. И тогда, и сейчас такая прогулка была не на каждый кошелек.

Спас ситуацию дешевый омнибус (трамвай с лошадиной тягой), как сейчас спасают переполнены троллейбусы и маршрутки. И фиакристы к конкуренту отнеслись по-капиталистически, прибегая даже к закодирования омнибусов камнями и обливание пассажиров грязью из луж. Конец войне элитарного с демократическим положил магистрат, приняв в 1906 году запрет на омнибусы: крутые уличные подъемы страшезно утомляли лошадей. Рельеф такой. Кони не виноваты. Их заменили трамваи. <? Xml: namespace prefix = o ns = "urn: schemas-microsoft-com: office: office" />

Хотя первый же их выезд 3 июня 1897 вызвал и первое ДТП. Газета "Буковина" от 5 июня того же года сообщала:

"Вчера состоялась пробная езда трамвая. В рынке от него всполошились лошади капитана Гана и наехали на бронзовщика Абрахама Гринберга и его парня Нухим Гросса. Один от того имеет подбитый глаз, второй искалеченную руку. Вообще люди мало пильнуються трамвая. Вчера некая дама мимо сигналов звонком подлезла под трамвай так, что не пришло к несчастью. Машинист задержал виз на месте, хотя ехал с горы. Но не завсегда можно спускаться на силу тормоза и на сознание машиниста поэтому не помешало бы людям больше осторожности ".

За месяц та же газета язвительно отмечала, что

"Электрический трамвай поче юмор Черновецким жителям, потому что не возит никого, а только полошить лошадей и денервуе людей своим дзвоненем".

И черновчане быстро привыкли к новому транспортного средства. Георг Дроздовский, австрийский поэт и черновицкий патриот, вспоминал в своей книге "Тогда в Черновцах и вокруг»:

"От станции« Фольксгартен »он (трамвай) ехал через весь город до моста через Прут, имел когда-то два класса, а летом, в купальный сезон проходил на открытые вагоны, в которых и на которых пассажиры висели гроздьями, что на отрезке у железнодорожного вокзала было весьма опасно. (...) мы любили его, когда он весело вызванивал дорогой, а вечером возвращался в свой приют у Фольксгартен ".

Увидеть старый черновицкий трамвай сейчас уже вряд ли удастся, а вот Фольксгартен (парк им. Т.Шевченко), здание магистрата и массу других старинных зданий Черновцов - запросто. <? Xml: namespace prefix = o ns = "urn: schemas-microsoft-com: office: office" />



Замки и храмы Украины - некоммерческий проект, годами поддерживается фактически силами и энтузиазмом одного человека . Помочь проекту:
гривневый счет 4149 4996 4440 7668, евровый - 5168 7573 7196 8977, payPal - [email protected]
Будем очень благодарны за любую жертву.

© All rights reserved.
Все права на материалы охраняются в соответствии с законодательством Украины.
Любое использование материалов сайта возможно только с предварительного согласованность Разработчик Lt;?
На бетонных опорах - ведь на болоте, помните?
Lt;?
Совпадение?
Случайность?
Спланированный замысел?
Lt;?
Lt;?
Lt;?

Новости

Карта