• Ввойдите на сайт >>>

Статьи

Цели, задачи, функции и принципы обучения

Опубликовано: 23.10.2017


Обучение как целенаправленный процесс передачи и усвоения социально-культурного опыта, как специфическая форма отношений появилось давно, когда люди стали осознавать ценность знания, важность преемственности в его трансляции и передаче следующим поколениям, потребность и необходимость дальнейшего познания мира.

Кроме того, обучение, как воспитание, направлено на развитие личности. Но в обучении эта направленность реализуется посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

Исходя из этих общих положений, можно выделить цели и задачи обучения.

Основная цель обучения — поддержание общественного прогресса.

Задачи обучения: передача и активное усвоение социально-культурного опыта в форме научных знаний и способов их получения; развитие личности, которое, с одной стороны, делает возможным усвоение и применение опыта предыдущих поколений, а с другой стороны, формирует потребность и возможность дальнейшего познания мира.

Эти задачи соотносятся с функциями обучения: образовательной, воспитательной и развивающей.

Образовательная функция состоит в передаче и усвоении системы научных знаний, умений, навыков и возможности применения их на практике.

Воспитательная функция реализуется в формировании у обучающихся ценностных убеждений, личностных качеств в процессе усвоения социально-культурного опыта и в формировании мотивов учебной деятельности, которые во многом определяют ее успешность.

Развивающая функция обучения проявляется уже в самой цели этого процесса — всестороннем развитии личности как целостной психической системы с ее интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферами.



Процесс обучения в педагогике, его цели и задачи


В сем состоит суть процесса обучения в педагогике

 Процесс обучения в педагогикепризван активизировать деятельность учащихся, максимально способствовать тому, чтобы раскрылись их творческие способности.Для него характерна двусторонность: с одной стороны в нем принимает участие педагог, который объясняет материал и играет руководящую роль в обучении, с другой стороны -- ученики, которые овладевают новыми знаниями. Нет сомнения, что этот процесс будет эффективным только в том случае, если обучающий и обучающиеся будут активно взаимодействовать между собой.

Двусторонность как особенность процесса обучения играет ведущую роль, ведь овладение знаниями предусматривает сотрудничество учителя и учеников, в процессе которого происходит усвоение новой информации, вырабатываются навыки и умения, происходит воспитание и развитие творческих наклонностей воспитанников.

Впрочем, хотя процесс обучения в педагогике и предусматривает взаимодействие педагога и учеников, но для получения прочных и глубоких знаний одного сотрудничества недостаточно. Необходимо продумать, каким образом организовать учебную и познавательную деятельностьучащихся, постоянно ее активизировать и стимулировать. Часто бывает так, что педагог во время объяснения вынужден делать замечание учащимся, не сумев пробудить интерес к изучаемому материалу и, таким образом, не вызвав у детей стремления овладеть новыми знаниями. В таком случае результативности обучение не  принесет.



Обучение: цели обучения, задачи, принципы


Обучение представляет собой управляемый, специально организованный процесс взаимодействия между педагогом и учениками, направленный на усвоение системы знаний, умений и навыков, а также на формирование мировоззрения обучаемых, развитие потенциальных возможностей и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Цели обучения. Уровневый подход

Цель обучения - это планируемый результат процесса обучения, собственно, то, на что данный процесс направлен. И. П. Подласый предлагает дифференцировать цели обучения по трем уровням:

1. Политический: цель выступает в качестве объекта государственной политики в области образования.

2. Административный: цель представляет собой стратегию решения глобальных задач образования (на региональном уровне либо уровне учебного заведения).

3. Оперативный: цель рассматривается как оперативная задача в процессе реализации обучения в конкретном классе с конкретным составом учеников.

Проблема дифференциации целей обучения

Основанием для классификации понятия цели процесса обучения являются следующие критерии:

1. Мера общности: общие/частные, глобальные.

2. Отношение к структурам образования, отвечающим за их постановку и достижение: государственные (прописанные в государственных образовательных стандартах) цели, общевузовские, факультетские, кафедральные и др.

3. Направленность на развитие определенных подструктур личности: потребностно-мотивационная подструктура, эмоциональная, волевая и познавательная.

4. Язык описания целей: предметно-понятийная форма, предметно- деятельностная.



Функции процесса обучения - Педагогика - Зайченко ИB Библиотека русских учебников


Всестороннее и гармоничное развитие личности предполагает единство ее образованности, воспитанности, общего развития

Исходя из цели и задач современной школы, процесс обучения призван обеспечивать три функции - образовательную, воспитательную, развивающую .

Современная дидактика предостерегает, что задачами учебного процесса не только формирование знаний, умений и навыков. Обучение должно комплексное воздействие на личность, несмотря на то, что. Образовать тельная функция наиболее ш специфическая для данного процесса. Отметим также, что границы между образованием, воспитанием и развитием в их узком смысле является весьма относительные и некоторые аспекты их взаимно переплетаются. Например, ид образованием часто понимают не только усвоенные теоретические знания, специальные навыки, но и обще-Учебные умения и навыки. Сама образование предполагает формирование не только знаний и умений, но и определенных качеств, свитогл крышку, идейносты, нравственности личности и др. Условное выделение образовательной, воспитательной и развивающей функции полезно в практической деятельности учителя, особенно при пла нировании задач обученияня.

. Образовательная функция предусматривает, в первую очередь, усвоение научных знаний, формирование специальных и общеобразовательных учебных умений и навыков

. Научные знания предусматривают факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира в соответствие с образовательной функцией они. Должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Пусть во йповниша реализация. Этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Это требует такой организации процесса обучения,. Чтобы из содержания учебного пр едмета, отражающего соответствующую область научного знания, не выпадалы элементы,. Которые важны для понимания основных идей и существенных причинно-следственных связей,. Чтобы в общей сист еме знаний не в творювалося пустот. Знания. Должны быть надлежаще образом упорядочены, приобретая все большую стройность и логической упорядоченности,. Чтобы новые знания вытекалы из ранее усвоенных и п рокладывалы путь к насту пних знаниянан.



Глава 3. Цели, задачи и функции педагогики


Педагогическая действительность, находясь вне осознания государством, обществом, педагогами, работниками, гражданами и вне целенаправленных, научно-корректных усовершенствований, стихийно, бесконтрольно, исподволь, но ощутимо и чаще всего неблагоприятно отражается на их жизненном пути, развитии и успехах. Основная цель педагогики — всемерно способствовать цивилизованной самореализации каждого человека в жизни и развитию общества на основе научного познания педагогической действительности, разработки и реализации эффективных мер по ее совершенствованию.

Новое время, начало третьего тысячелетия, важные события, происходящие в нашей стране и мире, задачи утверждения в жизни российского общества гуманистических и демократических идей, прав и свобод, рыночных отношений, норм жизни правового государства и гражданского общества по-новому, расширенно ставят задачи перед педагогической наукой и необходимостью «педагогизации общества, проникновения педагогических идей во все сферы жизни» (Столяренко А. М., с. 75-76).

Задачи педагогики – описание, объяснение прогнозирование явлений и процессов, происходящих в сфере образования.

Следует различать теоретические и практические задачи педагогики. Педагогика как наука - решает несколько важных теоретических задач:

• выяснение закономерностей процесса воспитания, образования;

• изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

• разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;

• внедрение результатов исследований в практику преподавания;



Метапредметные результаты обучения по ФГОС. Что это такое?


Общая характеристика метапредметности

Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.

Такой подход нашел отражение в основных нормативных документах образовательной сферы, в частности во ФГОС . Метапредметные компетентности внесены в перечень основных результатов обучения, которые, согласно новым стандартам, должны освоить обучающиеся.  

Понятие «метапредметность» имеет несколько смыслов. В дидактике чаще всего оно употребляется в значении «надпредметности», т.е. объема знаний, который формируется и используется не в процессе преподавания какого-то определенного школьного предмета, а в ходе всего обучения. Метапредметные знания необходимы для решения как образовательных задач, так и различных жизненных ситуаций.

В ФГОС метапредметные компетентности увязаны с универсальными учебными действиями , которые делают любую деятельность осознанной и результативной. Среди них:

стратегические; исследовательские; проектировочные; сценирующие; моделирующие; конструирующие; прогнозирующие.

Метапредметная компетентность основывается на следующих понятиях.

Метадеятельность — умение совершать любую деятельность с предметами, универсальный способ жизнедеятельности. Метазнания — сведения о методах и приемах познания, структуре знаний и способах работы с ними. Метаспособы — методы, которые помогают находить новые способы решения задач, нестандартные планы деятельности. Метаумения — универсальные общеучебные навыки и умения.

К таким метаумениям относятся:



Цели и результаты


Первый год обучения включает 3 ступени и подходит абсолютно для всех , кто хочет разобраться в своей карте и картах своих близких. Обучение проводится по авторской методике Светланы Будиной с разбором карт самими учениками и выполнением домашних заданий. После каждой ступени проводятся практические занятия и экзамен с выдачей сертификата. Без выполнения домашних заданий и экзамена перейти на следующий уровень невозможно.  Как результат 1 курса (3 ступени) вы сделаете очень полный и очень глубокий разбор своей карты сами, получите уникальные открытия в своей карте, выполните 30 домашних заданий по разбору своей карты, срочно предпримете меры гармонизации и начнете их выполнять! Вы сделаете 50 разборов карт своих близких, друзей, родственников. Проведёте для них учебные консультации.

Второй год обучения включает 6 ступеней и необходим для тех, кто хочет сделать астрологию своей профессией. Параллельно с изучением вы будете обязательно практиковать учебные консультации. Третий год обучения включает мастер классы и повышение квалификации по специальным узким астрологическим направлениям. Вы можете посмотреть полную структуру курса и расписание.

Всем ученикам ( и очной и заочной форм обучения) предоставляются видеозаписи всех занятий, таблицы, рисунки, атласы, рассылки «Блокнот астролога».

Результаты 1 года обучения (3 ступени):

Вы научитесь видеть психологический портрет человека. Определять индивидуальную мотивацию личности. Научитесь определять совместимость партнеров. Сможете рассчитывать благоприятные периоды и видеть неблагоприятное время в картах. Поймете свои кармические задачи, задачи вашего партнера и вашей семьи. Сформулируете своё предназначение. Найдёте точки роста в профессии и собственном бизнесе. Составите план гармонизации всех сфер жизни. Изучите методики изменения подсознательных программ и негативных убеждений. Сможете проводить разбор натальных карт ваших родственников, друзей, коллег, партнёров, детей. Сможете принимать обоснованные и эффективные решения и помогать в принятии решений другим.

ТОООНК Лекция "Функции и структура процесса обучения"


Тема: Функции и структура процесса обучения

Процесс обучения выполняет ряд функций: образовательную, развивающую, воспитательную и организационную. Они выступают комплексно, но, для того чтобы правильно организовать практическую деятельность, спланировать задачи обучения, их следует рассмотреть отдельно.

Образовательная функция заключается в формировании у учащихся знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности. При этом учащиеся получают сведения по основам наук и видам деятельности, они усваивают способы сознательного оперирования полученными знаниями, использования их для решения жизненных задач.

Воспитательная функция связана с формированием у учащихся нравственности, эстетических представлений и вкусов, системы взглядов на мир, способности следовать социальным нормам поведения.

Развивающая функция состоит в том, что в процессе обучения происходит развитие ребёнка во всех направлениях: развивается его речь, мышление, эмоционально-волевая, мотивационно-потребностная и сенсорно-двигательная сферы личности.

Организационная функция состоит в развитии и формировании приспособления воспитанников к жизни в реальных условиях, организации и самоорганизации их деятельности, воспитании умения распределять своё время, дисциплинированности.

Проблема единства и взаимосвязи функций обучения состоит с том, что для формирования у ученика базовой культуры личности, для его гармоничного развития учебный процесс должен осуществляться таким образом, чтобы его функции были неразрывны, реализовывались во всех компонентах обучения: в комплексе задач урока, в содержании учебного материала, в системе методов, приёмов, форм и средств обучения и т. д. Так, одним из общедидактических требований к уроку является наличие триединой цели, включающей образовательные, воспитательные и развивающие задачи.



Задачи педагогики


Задачи педагогики делятся на пять основных групп: определении закономерностей в области обучения, обобщние педагогического опыта, Прогнозирование развития образовательных систем, разработка новых методов обучения и внедрение результатов исследований в образование.

1. Определение и изучение закономерностей в областях воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике рассматриваются как связи между специально созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступают обученность, воспитанность и развитость личности.

2. Изучение и обобщение педагогического опыта. Эта задача предполагает, с одной стороны, теоретическое обоснование и научную интерпретацию передового педагогического опыта, выявление в инновационных авторских подходах того, что может быть перенесено в массовую педагогическую практику, а с другой стороны, тщательное исследование педагогических ошибок и причин возникновения негативных явлений в образовательном процессе.

3. Прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем. Теоретические модели предполагаемого развития образовательной инфраструктуры необходимы, в первую очередь, для управления политикой и экономикой образования, совершенствования педагогической деятельности.

4. Разработка новых методов, средств и форм обучения и воспитания. Решение этой задачи во многом опирается на изучение новых открытий в смежных научных областях (психологии, физиологии, социологии и др.), а также определяется пониманием специфики современного социального заказа в области образования (например, сегодня от выпускника школы в большей степени требуется наличие творческих способностей, и, следовательно, педагогическая наука вынуждена более интенсивно разрабатывать способы решения этой задачи).

5. Внедрение результатов педагогических исследований в практику образования. Одним из путей решения этой задачи выступают научно-практические центры, лаборатории, объединения. Эффективность решения этой задачи во многом достигается привлечением педагогов-практиков к подготовке и проведению исследования и созданию нового педагогического продукта (технологии, методики, методического оснащения и пр.).



ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения


Ориентация на результаты образования — это важнейший компонент конструкции Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения [1]. В соответствии с этим принципиальным отличием изменились структура, содержание и способы применения стандартов в образовательном процессе.

Основными документами, составляющими нормативный пакет ФГОС, являются:

1.                 Требования к структуре основных общеобразовательных программ,

2.                 Требования к результатам их освоения (результатам общего образования),

3.                 Требования к условиям реализации образовательных программ.

В сочетании с документами инструктивно-методического и рекомендательного характера они образуют систему всестороннего и разноуровневого сопровождения стандартов.

В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя:

1.                 Предметные результаты — усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности;

2.                 Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;

3.                 Личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. [1, с. 24]


Новости

Карта