• Ввойдите на сайт >>>

Статьи

Классификация методов обучения - Педагогика - Зайченко ИB Библиотека русских учебников

Опубликовано: 22.10.2017


Как многомерное образование, метод имеет много аспектов, взяв каждый из которых за основу, можно группировать методы в систему. В связи с этим существует много классификаций методов, в которых последние объединяются на основе одной или нескольких общих признаков. Так, одни педагоги стали классифицировать методы по источникам знаний, другие - за дидактическими задачами, третьи - за логическими формами мышления, четвертые - за сук упнистю этих признаков и тт.д.

Важным является вопрос: насколько целесообразна та или иная классификация?

Удачной можно определить только ту классификацию, которая согласуется с практикой обучения и служит почвой для реализации

. Классификация методов обучения - это упорядоченная по определенному признаку их система настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Однако нынешняя дидактическая мысль созрела до понимания того, что не следует стремиться к установлению единой и неизменной номенклатуры методов. Обучение - чрезвычайно подвижный, диалектический процесс. Система методов должна быть динамичной, чтобы отражать эту подвижность, учитывать изменения, постоянно отбывают ся в практике использования методов. Рассмотрим сущность и особенности наиболее обоснованных классификаций методов обучениячання.

1 . Традиционная классификация методов обучения , которая основана еще в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий. Общим признаком методов в ней есть источник знаний . Таких источников издавна известно три: практика, наглядность, слово . С развитием культурного прогресса к ним присоединилось еще одно - книга, а в последние десятилетия все больше заявляет о себе не бумажное источник информации - видео в сочетании с новейшими компьютернымиными ими системами. В данной классификации выделяется пять методов:: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видео-метод . Каждый из них имеет модификацию (способы выражения)



Методы обучения в педагогике - классификация, игровые, практические


Методы обучения в педагогике предназначены для передачи знаний от учителя к ученику. Для достижения наилучших результатов в процессе воспитания и обучения необходимым условием является сочетание основных методов с нетрадиционными.

Методы обучения представляют собой процесс взаимодействия учителя с учениками, результатом чего является передача и усвоение знаний, умений и навыков, которые был предусмотрены содержанием обучения.

Средства обучения в педагогике это – объекты, применяемые учителем в процессе усвоения знаний учащимися. Другими словами, это любые материалы, которые использует педагог в процессе обучения и воспитания.

Объекты, выполняющие функцию обучения, делятся на материальные (учебники, таблицы, иллюстрации) и идеальные (знания и умения учителя и учеников).

Современная педагогика предполагает классификацию методик обучения, исходя из источника получения знаний.

Основными являются:

словесный; практический; наглядный.

Весьма популярными стали и нетрадиционные способы обучения, предполагающие внесение в процесс значительной доли творчества.

Словесный

Его основой является слово, а задача учителя – преподнести информацию учащимся посредством слов. Словесный прием является ведущим в системе обучения, поскольку позволяет передать большой объем информации в минимальный промежуток времени.

Словесный метод обучения включает: рассказ, лекцию, объяснение, беседу, дискуссию, а также самостоятельную работу с учебником.

В отличие от рассказа и лекции (монологические методы), беседа и дискуссия (активные методы) подразумевают включение учащихся в обсуждение материала, что развивает их интерес к познавательному процессу.

Кроме того, дискуссия учит прислушиваться к чужому мнению и объективно оценивать значение различных точек зрения.

Работа с печатными материалами нацелена на развитие у учащихся внимания, памяти и логического мышления. Также работа с учебником помогает лучше запомнить пройденный материал.



Педагогика: тезисы лекций и практические занятия


Методы обучения. Классификация методов обучения. Функции методов обучения. Активные методы обучения. Имитационные и неимитационные технологии.

Метод обучения - это совместная упорядоченная деятельность педагога и учащегося, направленная на достижение заданной цели обучения. В структуре метода выделяют прием - элемент метода, разовое действие в реализации метода (например, метод - работа с книгой, прием - конспектирование отдельных тем по группам).

Классификация методов - упорядоченная по определенному признаку их система:

Традиционная классификация (Перовский Н.П., Лордкипанидзе Г.А.), общий признак - источник знаний. Выделяют: практические методы: опыты, упражнения, учебная практика и др.; наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.; словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.; работа с книгой: чтение, конспектирование, цитирование, составление плана, реферирование; видеометоды: просмотр, обучение через Интернет, контроль. Классификация по типу познавательной деятельности (Лернер И.Н., Скаткин А.В.): объяснительно-иллюстративные методы; репродуктивные; методы проблемного изложения; частично поисковые методы; исследовательские. Бинарные классификации . Методы преподавания: информационный; объяснительный; объяснительно-побуждающий; побуждающий. Им соответствуют методы учения: исполнительный; репродуктивный; частично-поисковый; поисковый. По дидактическим целям (Данилов В.А., Есипов П.Н.): методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг); методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения).

Методы обучения образуют систему, так как они исторически конкретны и изменяются со временем, выступают в единстве, взаимопроникают друг в друга. И если мы в данный момент говорим об использовании одного метода, это означает, что он доминирует на данном этапе, но затем будет дополнен другими.



методы обучения Методы обучения, их сущность, функции, структура


"Мы радуемся, постигая истину, - говорил в свое время индийский мыслитель. Рабиндранат. Тагор -. Если радости нет, то это значит, что мы только знакомы с истиной, но не сумели постичь ее"Когда предста авникы философии современного образования говорят о глубоком кризисе образования в глобальном масштабе, то они, впрочем, и подразумевают необходимость постижения подрастающим поколением истин миропознания, а не зн айомство с ними. Такое же постижения их возможно лишь при условии реализации этих истин не только посредством таких традиционных компонентов содержания школьного образования, как знания, умения и навыки, на которые в основн м и ориентируется официальная образование, но и посредством таких компонентов, как опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Пути же гармоничного сочетания этих компонентов т а целостной их передачи подрастающему поколению - сложная задача, которая стоит перед учебными методамьними методами.

Методы обучения, их сущность, функции, структура

Анализ всех определений метода обучения, которые являются в отечественной педагогической литературе, позволяет утверждать его системный характер. В нем, как в системе, согласно. ИВМалафииком, можно выделить зов внишний и внутренний системообразующие факторы. Внешним является цели обучения, воспитания и развития, на достижение которых направлен определенный метод. Внутренним - конкретные психологические закономерности, которые ис стовуються с целью усвоения определенных компонентов содержания образования. Кроме этих двух составляющих, метод как система включает в себя такие два взаимосвязанных элементы, как способы деятельности учителя и способы деятельность ности учащихся. Взаимосвязь между ними заключается в том, что определенный способ деятельности учителя вызывает адекватную деятельность ученика. Мысленным результатом этой же обоюдной деятельности выступают потенциальные воз те достижения поставленных целей обучения. Учитывая метода обучения как системы эти потенциальные возможности и есть ее системной (эмерджентных) свойством, выступает в роли пятого заключительного элемента ц иеи системы и обладает способностью реляционного влияния на такие элементы, как способы деятельности учителя и способы деятельности. УЧНості учня.



Презентация на тему "Методы обучения"


X

Чтобы скачать данную презентацию, установите, пожалуйста, наше расширение. Для этого нажмите "Установить расширение".

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Методы обучения

Скачать эту презентацию


Скачать эту презентацию


Описание слайда: Описание слайда:

Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

Описание слайда:

По источнику получения знаний. а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Описание слайда:

Словесные методы обучения Работа с учебником и книгой. Экскурсия Дискуссия. Объяснение. Рассказ. Беседа. Самостоятельная работа

Описание слайда:

Наглядные методы обучения Метод иллюстраций Метод демонстраций

Описание слайда:

Практические методы обучения Упражнения. Творческие работы

Описание слайда:

Классификация методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Проблемного Частично-поисковый метод, или эвристический метод. Исследовательский метод.



Методы обучения


"Мы радуемся, постигая истину, - говорил в свое время индийский мыслитель Рабиндранат Тагор. - Если же радости нет, то это значит, что мы только знакомы с истиной, но не сумели постичь ее". Когда представители современной философии образования говорят о глубоком кризисе образования в глобальном масштабе, то они, в конце концов, подразумевают необходимость постижения подрастающим поколением истин миропознание, а не знакомство с ними. Такое же постижения их возможно лишь при условии реализации этих истин не только посредством таких традиционных компонентов содержания школьного образования, как знания, умения и навыки, на которые в основном и ориентируется официальное образование, но и посредством таких компонентов, как опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Пути же гармоничного сочетания этих компонентов и целостной их передачи подрастающему поколению - сложная задача, которая стоит перед учебными методами.

Анализ всех определений метода обучения, которые есть в отечественной педагогической литературе, дает возможность утверждать его системный характер. В нем, как в системе, согласно И.В.Малафіїком, можно выделить внешний и внутренний системообразующие факторы. Внешним являются цели обучения, воспитания и развития, на достижение которых направлен определенный метод. Внутренним - конкретные психологические закономерности, которые используются с целью усвоения определенных компонентов содержания образования. Кроме этих двух составляющих, метод как система включает в себя такие взаимосвязанные элементы, как способы деятельности учителя и способы деятельности учащихся. Взаимосвязь между ними состоит в том, что определенный способ деятельности учителя вызывает адекватную деятельность ученика. Мнимым результатом этой обоюдной деятельности выступают потенциальные возможности достижения поставленных целей обучения. С учетом метода обучения как системы эти потенциальные возможности и есть ее системной (емерджентною) свойством, которая выступает в роли пятого, завершающего элемента этой системы и обладает способностью реляционного влияния на такие элементы, как способы деятельности учителя и способы деятельности учащегося.



Методы обучения и их классификация


Методы обучения и их классификация

Как и сама педагогика, сложившаяся на сегодня системаметодов образовалось не сразу. При случайном обучении, которое, как мы помним опережало организуемое в школе , преобадали методы, основанные на подражании. Наблюдая и повторяя за взрослыми трудовыми действия, ученики овладевали ими. С появлением школ родились методы словесные, которые долго доминировали.

Американский педагог Кларк Керр выделяет четыре "революции в области методов обучения". Первая состоялась, когда учителя-родители уступили место профессиональным учителям. Существо второй состояло в замене устного слова письменным. Третья революция привела к введению в обучение печатного слова, а четвертая, свидетелями которой мы являемся, направлена на частичную автоматизацию и компьютеризации дидактической работы.

Понятно, что в разные периоды развития образования тем и иным методам придавалось более существенное значение. Вместе с тем практика доказала, что ни один из них, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Вот почему при трудовом обучении успехов можно достигнуть только при использовании многих методов, поскольку ни один из них не является универсальным.

В настоящее время среди дидактов нет единого мнения относительно классификации методов обучения. Каждая ветвь педагогики выделяет методы в соответствии со своими постулатами.

Большинство отечественных ученых считают продуктивной классификацию, предложенную Л.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. В ней выделяют следующие методы.

Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. Он включает демонстрацию, лекцию, изучение литературы, радио- и телевизионные передачи, использование дидактических машин и т.п. Он тренирует память и дает знания, но не обеспечивает радость исследовательской работы и не развивает творческое мышление.



III 2. Функции средств обучения


Функция, согласно энциклопедическому словарю – есть внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Дидактические функции, следовательно, характеризуют сущностные свойства и возможности средств обучения в определенной образовательной среде. Для средств обучения характерны такие функции, как:

1) информационная , которая заключается в том, что некоторые средства обучения являются непосредственными источниками знаний, другие же способствуют его передаче опосредованно, например проекционная аппаратура;

2) адаптивная функция средств обучения направлена на поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения, организацию демонстраций, самостоятельных работ, ориентирование на индивидуальные возможности учащихся и пр.;

3) компенсаторная функция направлена на облегчение процесса обучения, она способствует достижению цели с наименьшими затратами сил, здоровья и времени учащихся, иначе говоря она направлена на интенсификацию труда учителя и учащихся и повышение темпа их работы;

4) управленческая функция направлена на организацию и управление учебно-познавательной деятельности учащихся, предполагает подготовку учащихся к выполнению заданий, организацию их выполнения, получение обратной связи и коррекцию процессов восприятия и усвоения информации;

5) интегративная функция позволяет рассматривать объект или явление как часть и как целое, реализуется при комплексном использовании средств обучения, учит отбирать, связывать в единое целое знания, приобретенные из различных источников информации;



Наглядные методы обучения: виды, классификация и особенности


Наглядность – это сознательно устроенный показ объекта или его принципа действия для того, чтобы учащимся помочь его понять и применить. Наглядные методы обученияпозволяют показать простоту и понятность того образа, который ученик создал в процессе воображения, восприятия и мышления. При обучении принято использовать:

знаковые модели (уравнения, математические или химические формулы); естественные материальные модели (муляжи, реальные предметы, геометрические тела); условные графические изображения (схемы, географические карты, эскизы, чертежи); динамические модели (телефильмы, диапозитивы).

Источником приобретения знаний считается наглядность.

Классификация наглядных методов обучения

Наглядные методы – это те, при которых усвоение необходимого материала значительно зависит от использования наглядных пособий, а также технических средств, используемых в данном процессе. Как правило, они используются совместно с другими способами обучения, например, словесными или практическими. На две группы можно разделить все наглядное учение:

Демонстрация. Предполагает показ опытов, видеоматериалов, приборов, презентаций. Иллюстрация. Они подразумевает показ таблиц, картин, а также плакатов.

Такое деление на группы наглядных методов обучения считается условным, так в практике преподавания сложилось исторически. Оно не исключает возможности применять и другие средства наглядности: компьютеры, интерактивные доски, телевидение. Используя наглядные методы, следует соблюдать следующие:

соответствие наглядности возрасту детей; показ осуществлять только в нужные моменты и не перегружать ими учебный процесс; обеспечить хорошую видимость всем учащимся; четко выделить главное, показывая иллюстрации; показ сопровождать отчетливыми пояснениями; согласовывать демонстрацию и содержание; привлекать воспитанников к участию в процессе; сочетать формы и методы подачи обучающего материала, учитывая специфику наглядных пособий.

6. Сущность, структура и функции процесса обучения.


Сущность процесса обучения - это

- целенаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихся,

- организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся;

- овладение научными знаниями умениями, навыками;

- формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Одним из двух главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс является процесс обучения.

Процесс обучения обладает множеством функций, среди которых выделяется три самых главных:

1) образовательная - дает детям знание основ наук, формирует умения и навыки;

2) развивающая - это развитие памяти, мышления, внимания, волевой и эмоциональной сфер;

3) воспитательная - формирует эстетическую культуру, морально-нравственную сферу;

Кроме того, выделяют еще три функции

4) социальная - формирование личности ребенка, отвечающая социальному обществу;

5) валеологическая - функция здоровосбережения;

6) функция социальной защиты или ф-я пед. поддержки;

Движущие силы обучения - это противоречия.

Основные противоречия в процессе обучения:

1) противоречия между постоянно возрастающими потребностями обществами и процесса обучения;

2) между достигнутым уровнем знаний и теми требованиями, которые предъявляются;

3) между фронтальным изложением материала и его индивидуальным усвоением;

4) между пониманием учебного материала учителем и пониманием его учеником;

5) между теоретическими знаниями и умением использования их на практике;



Приемы и методы обучения детей в детском саду


Главной целью обучения ребятни является приобретение знаний новым поколением, которое происходит в разных видах деятельности. Поскольку обучение является совместной деятельностью воспитателя и ребенка, то нужно организовать этот процесс так, чтобы малыш наиболее полно усвоил знания, умения и навыки. В этом помогут приемы и методы обучения.

Что такое метод и прием обучения?

Метод обучения - это способ взаимодействия взрослого и ребенка, который помогает эффективно решить учебные задачи.

Педагогические приемы обучения - это один из компонентов метода, действие которого реализует его в полной мере. Важно уметь отделять приемы умственной деятельности от приемов учебной работы. Умственные приемы развития ребенка в разных способах взаимодействия одинаковы. Только их правильное сочетание оказывает эффект развития, и, исходя из этого, очень важно применять их в определенной последовательности. Идентичные приемы могут применяться в любых методах обучения, но во взаимодействии с другими приемами они создают совершенно другой метод. Например, такой прием, как запоминание, используют как в репродуктивных, так и в проблемно-поисковых методах. Но в первом случае он является главным, а во втором - второстепенным.

Приемы и методы обучения бывают субъективные и объективные. Объективные руководствуются дошкольной дидактикой. Зато субъективная часть метода зависит от мастерства педагога.

Наглядные методы

Название говорит само за себя - основным способом овладения информацией является зрение. Приемы и методы обучения заключаются в использовании иллюстраций и конкретных образов. Сюда относят:

Иллюстрирование. Суть этого способа кроется в применении в обучении и воспитании детей предметов разной наглядности, а именно картин, картинок, плакатов и других средств обучения.Для развития детей дошкольного возраста очень часто используют картинки с растениями, животными, техникой, предметами быта и тому подобное. Нередко применяют изображения изучаемых объектов (фотографии, картины, объемные модели). С ребятами старшего дошкольного возраста работают с помощью схематических изображений (графики, схемы, таблицы, карты). Этот метод помогает формировать конкретные представления и точные понятия. Демонстрация. Смысл в применении приборов и проведении опытов. Эффективность этого метода заключается в том, что дошкольники сосредотачивают свое внимание только на главном, не отвлекаясь на второстепенные детали. Перед учителем стоит задача создать максимально комфортные условия для рассмотрения предмета, выделить лишь главное, продумать понятный рассказ и задействовать детей к поиску нужной информации. Наблюдение. Суть заключается в восприятии реальности. Учебное заведение может организовать наблюдение как на занятии или экскурсии, так и свободное время. С помощью этого метода дети учатся анализировать, сравнивать и делать выводы.


Новости

Карта