• Ввойдите на сайт >>>

Модульное обучение в системном образовании взрослых

3. Современное российское образование с трудом преодолевает путы отождествления с обучением, приходит прозрение, что одной из составляющих образовательного процесса является процесс развития. От его технологии зависят особенности мышления, тип общения, характер деятельности. Все больше признается, что методы должны быть организационно-деятельностными, должны развивать способности: мыслетехнические, коммуникационные, рефлексивные, должны соответствовать способам профессиональной деятельности. Увеличение часов на самостоятельную работу студентов предполагает такую ее организацию, при которой студенты будут самостоятельно информацию подбирать, структурировать, перерабатывать под конкретные ситуации, использовать для решения профессиональных проблем.

4. Следующий инновационный фактор, задача для реализации — это постоянная ориентация студентов на самооценку полученного результата. Старый стереотип увлечения процессом, усвоенный студентом за 5—6 лет, оказывает ему не лучшую услугу в его профессиональной деятельности после окончания вуза. Ответственность любого специалиста в деятельности распространяется и на процесс, и на результат. Хорошим тренингом для реализации этой задачи является рейтинговая система оценки знаний, которая может быть использована как отдельным преподавателем, так и всем факультетом, институтом. Составленный преподавателем совместно со студентами «прейскурант» видов учебной деятельности студента с определенным количеством баллов за каждый используется как вознаграждение за сделанную работу. Здесь можно обойтись без наказаний, назиданий, порицаний, развивающих у студента комплексы неполноценности, неуверенность в себе либо вызывающих отталкивание, отстранение как психологическую защиту от нападения. Нормальная модель «заработал — получил» приучает к заинтересованности в труде, прививает уважение к технологичности и эффективности своих действий, в том числе и учебных.

Современные требования к структурированию содержания

1. Системность. Содержание образования — это часть информации об окружающем мире, предназначенная для усвоения, часть внешней информации, предназначенная стать внутренним знанием. Внешний мир состоит из систем, информация о них — тоже система, информационная. Системное представление содержания образования предполагает выявление системообразующей и ее расчленение на составные части, элементы системы, подсистемы, каждая из которых рассматривается как новая система.

2. Сопряженность. Системы внешнего мира взаимосвязаны. Информация о внешнем мире состоит из информации о системах и о связях между ними и внутри них. Описание взаимосвязей превращает информацию в поток, т.е. плавное перетекание одной дозы информации в другую. Сопряженность содержания учебного материала позволяет решить проблему разобщенности учебных дисциплин. Умение рассматривать их блоком, четко различая общее и особенное в них, повышает эффективность образовательной деятельности. Так, специалистами по циклу дисциплин менеджмента установлено, что коэффициент сопряжения в различных учебных дисциплинах (основы менеджмента, менеджмент, психология и педагогика профессиональной деятельности, управление персоналом, организационное поведение, теория организаций и т.д.) составляет приблизительно 40%. Сопряженность — это плавный переход от одного элемента системы к другому, от общего к частному, обеспечивающий индивидуальную траекторию продвижения.

3. Целостное восприятие и представление всего объема информации учебного курса. Устоявшуюся модель подачи учебного материала можно сравнить с размещением обучающихся в полной темноте, где стоящий за трибуной преподаватель день ото дня освещает лучом прожектора части комнаты, и полностью светлой она будет перед экзаменом. А что если сразу все пространство осветить и дать возможность комнату увидеть целиком, изучая в дальнейшем наиболее интересные участки во взаимосвязи со всем остальным.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Карта
rss
Карта