• Ввойдите на сайт >>>

Модульное обучение в системном образовании взрослых

4. Непрерывность обеспечивает преодоление мозаичности в работе с содержанием, которой чревато механическое деление содержания на части, использование блоков, не оформленных в модули. Решение проблемы фрагментарности в подаче информации является важным для обеспечения организованности мышления, сознания.

5. Возможность выбора индивидуальной траектории продвижения при усвоении содержания образования. Окружающий мир, любая его система имеют пространственную «планетарную» модель и потому каждый при своем перемещении может выбрать собственную траекторию. В образовании это является проблемой, типичным, массовым затруднением для преподавателей и студентов. Выбор направления отсутствует, можно только перегнать или отстать, что тоже не одобряется, так как создает дополнительную нагрузку преподавателю, поэтому студентов либо тормозят (наиболее активных), либо подгоняют (менее активных). Неосознанное нивелирование, стремление к общему направлению и темпу — не лучшие факторы для обеспечения индивидуального развития.

6. Актуализация содержания. Если студент (слушатель) не понимает, для чего ему та или иная информация, где и как она ему пригодится, то усвоения не происходит. На некоторое время информация задерживается в памяти, не становясь знанием, и утрачивается. Если же образовательные технологии предусматривают актуализацию (понимание актуальности, важности, значимости), то усвоение информации мотивировано, результативно.

7. Технологичность учебного процесса. Подготовка и использование методических матриц упражняет студентов в технологичности учебной деятельности. Предлагаемый им алгоритм изучения содержания включает последовательность процедур, выполнение которых воспитывает уважение к технологичности труда — сначала учебного, а впоследствии — профессионального. Работа по алгоритму не является рутинной, она включает многообразие методов консультирования, отбора и оформления информации, самооценки, способствует творчеству.

8. Обеспечение продуктивного мышления. Усвоение информации небольшими дозами осуществляется как приращение к ранее усвоенной информации, ставшей собственным знанием. Каждая новая доза информации, если воспринимается осознанно, то требует ответов на вопросы об усвоении: для чего? что? как? Ответы на них нигде не записаны, они у каждого индивидуальны и являются продуктом собственного мышления. Связь новой информации с ранее усвоенной также способствует продуктивному мышлению. И наконец, наиболее ценным результатом мышления являются собственные мысли, произведенные в поисках связей между элементами изучаемых систем, подсистем, которые являются субъективным открытием, новым знанием, творчеством, позволяют пережить состояние инсайта. Таким образом, содержание образования делится на репродуктивное (взял готовенькое и положил в память) и продуктивное (произвел сам интеллектуальный продукт, сопровождаемый позитивным эмоциональным состоянием). Это тренинг в человеческом, в духовности, в творчестве.

9. Развитие навыков рефлексивной культуры в подготовке специалиста — немаловажная задача, которая в высшей школе — еще недостаточно осознанная проблема. Если человек сам принимает решение, он готов брать на себя ответственность за его выполнение. Осознание собственного результата — это ответственность за него и за процесс достижения. Модульная система обучения создает условия для самооценки, самоанализа, для сопоставления своих результатов с результатами других, что способствует овладению технологией рефлексии.

10. Деятельностный подход обеспечивается возможностью самоопределения, самостоятельностью в принятии решения, создаваемой условиями выбора. Выбор начала продвижения (элемента рассматриваемой системы), выбор направления продвижения, выбор команды, в которой будет вестись обсуждение, — это тренинг в свободе, самостоятельности, субъектности и, по большому счету, в демократичности. Обеспеченная мотивация, самостоятельное продвижение в усвоении содержания позволяют осваивать методы работы с информацией, развивают способности. Таким образом усваивается модель культурной деятельности:

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Карта
rss
Карта