• Ввойдите на сайт >>>

Лекция как один из методов обучения на третьей ступени общего среднего образования, методика её подготовки и чтения

Разновидности лекций, их характеристика и возможности применения.

Современная дидактика рассматривает лекциюкак развивающую форму обучения: методика её чтения должна меняться исходя из целей, определяющих требуемый уровень усвоения программного материала. В связи с этим ниже представляется передовой педагогический опыт, позволяющий выделить несколько разновидностей лекций, каждой из которых присущи свои методы изложения материала.

Лекция как форма обучения

Лекционный метод изложения учебного материала

Вводная лекция

Популярное ,ориентирующее изложение

Установочная лекция

Объяснение с иллюстрацией

Репродуктивный метод

Прблемное изложение материала

Лекция - беседа

Рассказ, объяснение с иллюстрацией

Беседа

Объяснительно – иллюстративный метод

Академическая («базисная») лекция:

Трдиционная

Проблемная

Лекция - дискуссия

Репродуктивный метод

Проблемный метод

Метод дискуссии

Лекция спецкурса

Аналитический метод

Проблемный метод

Обзорная лекция (Консультация)

Репродуктивный метод

Повествовательное изложение материала

Проблемный метод

Итоговая, заключительная лекция

Репродуктивный метод

Аналитический метод

Метод дискуссии

Безусловно, возможно определить другие разновидности лекции и методов их чтения.

Дадим краткие характеристики перечисленным разновидностям лекций.

Вводная лекция даётся традиционно в начале изучения какого либо предмета (МХК, информатика, астрономия и т.д.) и в ней раскрываются цели и задачи изучения предмета, его структура и место в системе образования учащихся. Излагаются основные требования и исходные теоретические понятия, термины, с которыми предстоит ознакомиться, определяется место изучаемого предмета в общей системе научных знаний.

Основным методом изложения является популярное чтение лекции, заинтерисовывающее в изучении новой науки, ориентирующее на решение предстоящих проблем, познании нового, расширении своего кругозора. В этой лекции схематично, блоками отображается весь, предстоящий изучению материал с тем, чтобы ученики могли себе представить, что они будут изучать, какими знаниями и умениями они обогатятся. Заинтерисовать в изучении нового предмета, с тем, чтобы на следующее занятие ученики шли с желанием и интересом – основная цель вводной лекции («Там будет интересно!»).

Установочная лекция даёт общие, а по отдельным темам – конкретные установки на самостоятельное изучение тех или иных вопросов, поставленных проблем. Ознакомиться со статьёй в энциклопедии, провести домашний опыт, подготовить доказательство отличное от данного в учебнике, изучить некоторые вопросы (темы) самостоятельно, найти публикации в Интернете о ком либо или о чём либо… Метод объяснения с иллюстрацией (наглядность), репродуктивный метод и метод проблемного изложения материала с тем, чтобы учащиеся поняли суть поставленных вопросов для последующего их решения методом самостоятельной работы – будут основными на установочной лекции.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Карта
rss
Карта