Лекция как один из методов обучения на третьей ступени общего среднего образования, методика её подготовки и чтения
Разновидности лекций, их характеристика и возможности применения.
Современная дидактика рассматривает лекциюкак развивающую форму обучения: методика её чтения должна меняться исходя из целей, определяющих требуемый уровень усвоения программного материала. В связи с этим ниже представляется передовой педагогический опыт, позволяющий выделить несколько разновидностей лекций, каждой из которых присущи свои методы изложения материала.
Лекция как форма обучения |
Лекционный метод изложения учебного материала |
Вводная лекция |
Популярное ,ориентирующее изложение |
Установочная лекция |
Объяснение с иллюстрацией Репродуктивный метод Прблемное изложение материала |
Лекция - беседа |
Рассказ, объяснение с иллюстрацией Беседа Объяснительно – иллюстративный метод |
Академическая («базисная») лекция: Трдиционная Проблемная Лекция - дискуссия |
Репродуктивный метод Проблемный метод Метод дискуссии |
Лекция спецкурса |
Аналитический метод Проблемный метод |
Обзорная лекция (Консультация) |
Репродуктивный метод Повествовательное изложение материала Проблемный метод |
Итоговая, заключительная лекция |
Репродуктивный метод Аналитический метод Метод дискуссии |
Безусловно, возможно определить другие разновидности лекции и методов их чтения.
Дадим краткие характеристики перечисленным разновидностям лекций.
Вводная лекция даётся традиционно в начале изучения какого либо предмета (МХК, информатика, астрономия и т.д.) и в ней раскрываются цели и задачи изучения предмета, его структура и место в системе образования учащихся. Излагаются основные требования и исходные теоретические понятия, термины, с которыми предстоит ознакомиться, определяется место изучаемого предмета в общей системе научных знаний.
Основным методом изложения является популярное чтение лекции, заинтерисовывающее в изучении новой науки, ориентирующее на решение предстоящих проблем, познании нового, расширении своего кругозора. В этой лекции схематично, блоками отображается весь, предстоящий изучению материал с тем, чтобы ученики могли себе представить, что они будут изучать, какими знаниями и умениями они обогатятся. Заинтерисовать в изучении нового предмета, с тем, чтобы на следующее занятие ученики шли с желанием и интересом – основная цель вводной лекции («Там будет интересно!»).
Установочная лекция даёт общие, а по отдельным темам – конкретные установки на самостоятельное изучение тех или иных вопросов, поставленных проблем. Ознакомиться со статьёй в энциклопедии, провести домашний опыт, подготовить доказательство отличное от данного в учебнике, изучить некоторые вопросы (темы) самостоятельно, найти публикации в Интернете о ком либо или о чём либо… Метод объяснения с иллюстрацией (наглядность), репродуктивный метод и метод проблемного изложения материала с тем, чтобы учащиеся поняли суть поставленных вопросов для последующего их решения методом самостоятельной работы – будут основными на установочной лекции.