• Ввойдите на сайт >>>

Лекция как один из методов обучения на третьей ступени общего среднего образования, методика её подготовки и чтения

Решение организационно – методических вопросов т.е. предварительный просмотр слайдов, видеофрагментов, таблиц и схем, проверка, а при необходимости – овладение навыками пользования, используемой аппаратуры, определение времени необходимого для её включения и использования.

Методика чтения лекции.

Традиционно лекцию можно структуировать на введение, основную часть и заключение. Каждый из этих элементов имеет свои правила и закономерность изложения, логику построения, соблюдение которых и составляет методику чтения лекции.

Введение:

Объявление темы, плана изложения лекции.

Доведение перечня литературы для самостоятельного (возможно более углубленного) изучения как темы в целом, так и отдельных вопросов.

Ознакомление с целями лекции (с какими знаниями уйдёте).

Определение места изучаемой темы внутри и межпредметно.

Постановка проблемы и создание атмосферы творческого поиска.

Можно с уверенностью сказать, что введение в лекцию является её организующей, во многом определяющей дальнейший ход, важной составляющей частью. Умение быстро овладеть аудиторией, заинтересовать тематикой, постановкой проблемы и ориентирами в путях её решения – маломинутное решение этих важных вопросов определяет мастерство, приходящее с опытом, с практическими навыками, иногда путём проб и ошибок.

Основная часть: подразумевает

расчленение на этапы изложения с использованием приёмов ораторского искусства (вариация темпа, интонации, громкости, повторения важных, основных моментов), соблюдение научности, логики изложения с использованием доказательных или сопутствующих путям изложения иллюстративных материалов.

Опору на основной, подготовленный текст, его основные положения и научные выводы.

Отслеживание хода временных затрат на этапы лекции.

Контроль за своей речью, манерами поведения, общения.

Поддержание, а при необходимости и корректировка, обратной связи с аудиторией, использование диалоговых приёмов.

Организация, обучение приёмам конспектирования, акцентирование внимания на основных, важных моментах. Медленное (под диктовку) воспроизведение необходимых определений, посылок, доказательств и т.д. с введением при необходимости пунктов или нумерации.

В основной части лекции многогранно раскрывается талант учителя как специалиста увлечённого своим предметом, его эрудиция и кругозор, владение ораторским искусством изложения и овладения умами и эмоциями всех и каждого и учащиеся видят либо человека монотонно и скучно излагающего с бумажки, либо ярко горящую личность, ведущую вперёд за собой.

Заключению свойственны такие моменты, как

Подведение итогов лекции и полученных выводов и результатов

Рекомендации по самостоятельной работе над изложенной темой

Доведение до учащихся требований к знанию изложенной темы на практических занятиях, зачётах

«Главное в обучении детей состоит не только в том, что им сообщается, а и в том, как им сообщается изучаемое. Самые обыкновенные и ежедневные предметы, хорошо и искусно внушённые ребёнку, для него стократ полезнее в будущем, чем высокие истины, худо уложенные и нисколько не приноровленные к его понятиям».Н.И.Пирогов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 

КартаКарта